
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, так называемый «телефонный терроризм», как правило представляет собой сообщенное посредством телефонного вызова ложное сообщение о наличии взрывного устройства в общественном месте.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в обществе сеется паника и страх, сила и средства правоохранительных органов отвлекаются на проверку заведомо ложного сообщения об акте терроризма, дезорганизуется деятельность органов власти, предприятий, учреждений, причиняется материальный ущерб.
К уголовной ответственности за совершение такого преступления привлекается лицо, достигшее 14 лет.
Проведенный анализ расследованных уголовных дел показал, что значительное количество рассматриваемых преступлений совершены малолетними либо несовершеннолетними.
Зачастую несовершеннолетние, направляя заведомо ложные сообщения об акте терроризма, преследуют цель сорвать учебные занятия в тех образовательных организациях, где они обучаются. Так, в текущем году более 25 фактов зарегистрировано о поступлении ложных сообщений в бюджетные общеобразовательные учреждения города Омска.
За ложные сообщения о готовящихся террористических актах грозит уголовная ответственность до 10 лет лишения свободы. Кроме того, на основании судебного решения подлежат возмещению все затраты и весь ущерб, причиненный преступлением. В случае, если преступление совершено несовершеннолетними, то возмещение ущерба возлагается на их родителей или законных представителей.
Полномочия общеобразовательных организаций и органов управления образованием по профилактике заведомо ложных сообщений об акте терроризма со стороны обучающихся основываются на Федеральных законах от 29.12.2012 № 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023), от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Статьей 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определены основные направления профилактики правонарушений: предупреждение правонарушений, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Таким образом, общеобразовательная организация выполняет действия, направленные на профилактическое воздействие. Статьей 17 вышеуказанного закона, определены также формы профилактического воздействия, среди которых правовое просвещение и правово